Часто родители повышают голос
и могут накричать на ребенка, если тот что-то неправильно сделал — мол, это
такой воспитательный маневр. Вот только пользы от крика — ноль, а поломанная
психика может остаться на всю жизнь. И самое ужасное, что такое поведение
позволяют себе не только родители, но и учителя, воспитатели и даже незнакомые
люди…
Сегодня мы хотим рассказать, почему на детей ни в коем случае
нельзя кричать и рассказать несколько очень показательных примеров…
Не
делайте так.
Домодедово, раннее утро, зал вылета, кафе на втором этаже. За
соседним столиком брутальный красавчик с мальчиком лет пяти. Мальчик едва
слышно что-то шепчет, наклоняясь к тарелке. Папашин рев заставляет меня
вздрогнуть:
– Куда в туалет??! Куда в туалет?? Я тебя спрашивал 5 минут назад – ты что сказал?? Ты что мне сказал, я тебя спрашиваю? Ссысь в штаны теперь, давай, в туалет ему!!
Я внимательно смотрю на отца. Он орет так, что брызжет слюна, орет долго и матом, краснеет и сжимает кулаки. Мальчик становится пунцовым и еще ниже наклоняет голову.
Я тихо говорю:
– Дети этого возраста еще не могут предсказать, когда они захотят в туалет.
Отец свирепо смотрит на меня, я на него. Через секунду он бросает мальчику – “Пошли!!” и уводит так и не поднявшего голову сына из кафе.
– Куда в туалет??! Куда в туалет?? Я тебя спрашивал 5 минут назад – ты что сказал?? Ты что мне сказал, я тебя спрашиваю? Ссысь в штаны теперь, давай, в туалет ему!!
Я внимательно смотрю на отца. Он орет так, что брызжет слюна, орет долго и матом, краснеет и сжимает кулаки. Мальчик становится пунцовым и еще ниже наклоняет голову.
Я тихо говорю:
– Дети этого возраста еще не могут предсказать, когда они захотят в туалет.
Отец свирепо смотрит на меня, я на него. Через секунду он бросает мальчику – “Пошли!!” и уводит так и не поднявшего голову сына из кафе.
***
Тель-Авив, полдень, набережная, толпы народа. Я расслабленно иду, собираясь купить мороженое. Вдруг слышу – крики, у парапета, огораживающего пляж, собирается небольшая толпа. Я заглядываю вниз. На дорожке возле раздевалок стоит жуткий мужской крик, надрывный:
-Отойди от меня! Отойди от меня, я с-сказал!! Я тебе что сказал – ты не понимаешь?? Ты сейчас получишь у меня!! Иди рядом!! Отойди!!
Тель-Авив, полдень, набережная, толпы народа. Я расслабленно иду, собираясь купить мороженое. Вдруг слышу – крики, у парапета, огораживающего пляж, собирается небольшая толпа. Я заглядываю вниз. На дорожке возле раздевалок стоит жуткий мужской крик, надрывный:
-Отойди от меня! Отойди от меня, я с-сказал!! Я тебе что сказал – ты не понимаешь?? Ты сейчас получишь у меня!! Иди рядом!! Отойди!!
Мужик в трусах и шлепанцах орет, трясясь и подскакивая, на
девочку лет пяти. По-русски. Девочка испуганно стоит перед ним, втягивая голову
в плечи. Я ничего не понимаю. Люди на набережной тоже. Он двигается вперед,
девочка семенит рядом. Крик, совершенно ненормальный, надрывный, агрессивный,
продолжается. “Отойди, я сказал! Иди рядом! Ты не слышишь! Ты не понимаешь что
ли?? Тебе врезать что ли?!!” Лица девочки не видно, ее голова втянута в плечи.
К нему подходит женщина, трогает за плечо. Он отскакивает. “Еще раз крикните –
позову полицию”, – говорит она. “Пшла нах!! – орет мужик. – Это мой ребенок!!”
Но крик замолкает и они уходят – он размашисто и нервно, девочка торопливо
рядом. Мне дико стыдно за то, что все это происходит по-русски. Толпа
разноцветных иностранцев шепчется и переглядывается.
***
Домодедово, ночь, зал прилета, паспортный контроль. Очередь. Дети изнывают от ожидания. Мальчик лет пяти прыгает – из очереди – и обратно в очередь, к маме поближе.
В какой-то момент она с силой дергает его за руку так, что он отлетает в сторону и назад.
– Я тебе что сказала??? – голосит мать. – Стой спокойно!! Еще раз шевельнешься- я тебя сдам в милицию! Тебя заберут!! Сейчас я им скажу, что ты плохо себя ведешь!!
Мальчик испуганно озирается на проходящего мимо пограничника и стоит как вкопанный какое-то время.
Спустя 5 минут в соседней очереди раздается вопль. Вопит хрупкая, красивая, хорошо одетая блондинка, непрерывно дергая за руку своего сына, совсем маленького, лет 3-4-х:
– Ты устал??? ты устал???? Ты домой хочешь?? А я, по-твоему, не хочу?? Я тебя спрашиваю?? Ответь мне – я, по-твоему, не хочу??? Тебе не стыдно?? Я не устала?? Где я тебе возьму домой?? Он устал, а мама не устала!!!
Она вопит, брызгая слюной и тряся своего сына, каждый раз при рывке стараясь его развернуть к себе лицом. Мальчик втягивает голову в плечи и старается не встречаться с ней глазами.
Домодедово, ночь, зал прилета, паспортный контроль. Очередь. Дети изнывают от ожидания. Мальчик лет пяти прыгает – из очереди – и обратно в очередь, к маме поближе.
В какой-то момент она с силой дергает его за руку так, что он отлетает в сторону и назад.
– Я тебе что сказала??? – голосит мать. – Стой спокойно!! Еще раз шевельнешься- я тебя сдам в милицию! Тебя заберут!! Сейчас я им скажу, что ты плохо себя ведешь!!
Мальчик испуганно озирается на проходящего мимо пограничника и стоит как вкопанный какое-то время.
Спустя 5 минут в соседней очереди раздается вопль. Вопит хрупкая, красивая, хорошо одетая блондинка, непрерывно дергая за руку своего сына, совсем маленького, лет 3-4-х:
– Ты устал??? ты устал???? Ты домой хочешь?? А я, по-твоему, не хочу?? Я тебя спрашиваю?? Ответь мне – я, по-твоему, не хочу??? Тебе не стыдно?? Я не устала?? Где я тебе возьму домой?? Он устал, а мама не устала!!!
Она вопит, брызгая слюной и тряся своего сына, каждый раз при рывке стараясь его развернуть к себе лицом. Мальчик втягивает голову в плечи и старается не встречаться с ней глазами.
***
Вы читаете пособия по женским оргазмам и по тому, как поймать и удержать мужика. Почитайте хоть что-нибудь про детскую психологию. Про то, как уметь утешать ребенка, а не пугать его до энуреза и заикания. Про то, что такое психологическое и эмоциональное насилие. Про то, как запуганные дети учатся навсегда подавлять свои потребности, и это значит, что у них, выросших, внутри блуждает огромный объем агрессии. Про то, как эти выросшие дети на приеме у психолога плачут, вспоминая вас, ненавидя вас, ощущая свое бессилие перед вами, уже состарившимися.
Вы читаете пособия по женским оргазмам и по тому, как поймать и удержать мужика. Почитайте хоть что-нибудь про детскую психологию. Про то, как уметь утешать ребенка, а не пугать его до энуреза и заикания. Про то, что такое психологическое и эмоциональное насилие. Про то, как запуганные дети учатся навсегда подавлять свои потребности, и это значит, что у них, выросших, внутри блуждает огромный объем агрессии. Про то, как эти выросшие дети на приеме у психолога плачут, вспоминая вас, ненавидя вас, ощущая свое бессилие перед вами, уже состарившимися.
Прочитайте
про возрастные нормы. Про
то, что маленькие дети не знают, когда они захотят в туалет — предлагать им
«ссать в штаны» в публичном месте, громко — это навсегда вбить в голову
ощущение стыда и унижения. Про то, что здоровый пятилетний мальчик в норме не
может стоять спокойно — ему надо вертеться и двигаться. И девочке тоже. Про то,
что 4-х летка не знает, что такое «долго», что такое«полчаса», что такое
«паспортный контроль», он может ощущать только,что именно он внезапно стал
виноват в том, что мама устала и что ему,малышу, в таком случае самому устать —
почему-то стыдно. Что девочка ни в пять, ни в 35 не способна одновременно
выполнить команды «отойди» и «иди рядом», выкрикнутые чокнутым отцом.
Вы предлагаете ребенку испытать стыд, вину и унижение в
экстремальной для него ситуации — вместо поддержки, утешения и помощи. Вы,
взрослые, в этот момент усыновляетесь и удочеряетесь к своим детям — они видят,
что взрослые — это не вы, потому что взрослый справляется, а вы не
справляетесь. И тогда ваши дети пытаются с трех лет вести себя по-взрослому с
вами, чтобы вас, такого хрупкого и не владеющего собой, не разозлить, не
напугать и не расстроить. Вы угрожаете своему ребенку, угрожаете побоями,
милицией, детдомом, — вы, тот, от которого он ожидает защиты. Родители — это не
те, которые защищают. Это — те, которые накажут и подставят, когда и так плохо.
Вы орете, когда ощущаете бессилие, усталость, раздражение и
гнев. В этот момент ваш ребенок ощущает парализующий страх, стыд, вину и
беспомощность. Кроме этого, он не сможет научиться, как это – поддержать и
помочь, пожалеть, утешить и успокоить, позаботиться и быть внимательным. Он
вырастает в такого же родителя и партнера, не знающего, как помочь своему
ребенку или близкому, но умеет угрожать, пугать, ругать, стыдить и винить.
Я не знаю, когда иссякнут поколения полу-чокнутых агрессивных
отцов и истеричных, крикливых, дергающих своих детей по каждому поводу матерей.
Поверьте мне — даже если все эти описанные мною реальные
персонажи где-то там внутри любят своих детей, их выросшим детям будет очень
тяжело в это поверить.
©
Юлия Рублева
UPDATE.
одна моя читательница пишет: Лично мне очень помогла книга Джона Грэя
«Дети с небес». А книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?» я разрезала бы на крупнокалиберные
клочки-цитаты и раздавала всем будущим родителям еще до начала беременности.
И
вторая читательница рекомендует: Адель Фабер,Элейн Мазлиш «Как говорить,
чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», Карен Прайор
«Несущие ветер» — о дельфинах, которые учили дрессировщиков учить их…
Немає коментарів:
Дописати коментар