Вирус цифрового слабоумия. Всем родителям на заметку!
Сегодня весь мир помешался на гаджетах:
смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает
вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.
В 2007 году специалисты заметили, что с
каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают
расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля,
когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.
Исследования показывают, что в мозгу
представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что
появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции —
слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но
среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей
жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!
Хочешь сказать, что сейчас совсем другие
дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет
назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами
себе подобных.
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши
мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в
нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного,
свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и
сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня
Бирон.
Ты будешь шокирован, но с 1970 года
радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно
исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.
Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем,
пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они
часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои
мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто
взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался
совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где
большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не
проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам
определенно есть о чём волноваться.
Мозг формируется, когда есть внешние
стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы
дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как
и тысячу лет назад.
Также ребенку нужен здоровый и
полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и
оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и
ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит
голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!
Ты спросишь, как же цифровые технологии
могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов
ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не
получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга,
которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не
работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются
ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых
системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
Думаешь, что дети стали намного умнее
благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют
задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети
30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого
является жизнь в виртуальном мире.
«Я опасаюсь, что цифровые технологии
инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых
привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать
внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.
Но ты еще можешь спасти своих детей!
Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты
будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его
дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось
использовать по ночам и в выходные дни.
Крис Андерсон, главный редактор
американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также
ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких
экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном
увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же
проблемы были у моих детей».
Сыновья создателя сервисов Blogger и
Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в
день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30
минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.
Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно
делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет
через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим
суперсовременных гаджетов.
Немає коментарів:
Дописати коментар