Дети энергичны и
любознательны по своей природе. Вокруг них столько неизведанного и
занимательного, но вот изучать всё это им не хочется. Странное противоречие, не
правда ли? Вроде бы есть задор, юношеский максимализм, любопытство ко
всему новому, ясность ума, но почему-то всё это впадает в спячку. Проще
посидеть за компьютером или «залипнуть» в телефон.
И дело не в том, что
дети сидят перед телевизором, компьютером, за планшетом, телефоном, предпочитая
эти занятия прогулкам, чтению и прочим потрясающим вещам. Дело в том, что все
эти привлекательные и эмоционально будоражащие гаджеты, завладевшие нашими
детьми, в большинстве своём используются для развлечений. Игры, весёлые
картинки, мультфильмы, общение с друзьями, но никак не изучение чего-то. Хотя
электронные устройства сегодня — главный носитель информации любого рода!
О том, что на занятиях трудно концентрироваться, знали даже создатели
рекламы колбасных изделий средины прошлого века.
Источник: Pinterest
В компьютерной игре
можно стать героем, не прилагая особых усилий, и ребёнок, привыкая к этой
простоте, не готов более предпринимать действия для развития. Пенсионеры на
улице иной раз ведут себя активнее, чем школьник, уткнувшийся в экран
смартфона. Где же природная энергичность и любознательность?
Читайте также
Почему же они не хотят заниматься?
Приоткроем завесу
тайны. Детям просто неинтересно. Называйте как угодно, придумывайте всевозможные
оправдания, но обобщить их можно именно отсутствием интереса. Если вам
что-то интересно, станете вы этим
пренебрегать?
Представьте, как себя
поведёт взрослый человек, когда ему начнут рассказывать о том, чего он не
спрашивал. Запомните это чувство — примерно такое же возникает и у школьников.
Так и выходит, что
детям не нравится учить что-то непонятное для кого-то неизвестного. Они
даже сами об этом не догадываются, описывая своё состояние фразами: «я не
понимаю», «у меня не получается», «мне не хочется». Ну а мы отзываемся на это
другими выражениями: «ленится», «не хватает времени», «ему или ей не даётся».
Источник: Pinterest
Отсутствие интереса —
ещё не повод махнуть рукой на способности, заложенные в наших детях. Это лишь
звоночек — нужно срочно сделать так, чтобы дети сами захотели
впитывать новые знания из разных областей жизни, искренне испытывая
интерес. Зерно успешного и развитого человека заложено в каждом. Как
позволить ему вырасти до размеров огромной секвойи — вопрос. Остаётся найти
ответ.
Куда девается интерес?
Мы определились:
основная причина нежелания учиться чему-либо кроется в банальном
отсутствии интереса. Почему же всё-таки этот интерес куда-то девается?
Знания, которые
ребёнок получает в школе или на дополнительных занятиях, мало связаны между
собой. Каждая дисциплина существует обособленно друг от друга. Дети предметно
что-то изучают, а внутри предметов нет привязки к их конкретным потребностям.
Позанимались, потому что надо, и забыли. Ребёнок не может связать знания с
жизненной практикой. Он знает, что может получить за них хорошую
оценку или грамоту, но не знает, как они пригодятся в реальном мире.
Джон Филип Фолтер, «Будущий инженер».
Источник: Pinterest
Вспомним о
распространённых отговорках: «зачем мне эти логарифмы, как они мне помогут в
жизни», «к чему все эти косинусы, синусы, если достаточно просто уметь
считать». Это малая часть из бесконечных возражений упрямых подростков, которые
не хотят заниматься, потому что считают это ненужным и скучным. Важно дать
чёткое понимание, для чего именно нужно учиться. Следует показать, насколько
ценны полученные знания для жизни, в какой сфере однозначно они пригодятся. Но
не просто рассказать, а показать на конкретном примере.
В реальности мы не
делим знание на предметные области — «это у нас физика, тут можно
химию применить, это однозначно биология…». Главное — уметь «выдернуть» из
головы в нужный момент то, что нам необходимо, мыслить комплексно.
Как связать реальность и учёбу?
Чтобы ненавязчиво и
действенно показать ребёнку взаимосвязь багажа его знаний с жизнью, существуют
специальные игры, задачки и упражнения. Вот несколько заданий, которые
используются в школе эффективного мышления «Думалогия».
Такие упражнения имеет смысл давать детям в возрасте от 8 до 13 лет.
В этот период они уже самостоятельно анализируют полученные знания и
руководствуются собственными суждениями.
1) Кейс про скворечник
Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился
кот — ходит, облизывается, наживу чует. Мальчик, смастеривший домик для
скворцов, захотел помочь птицам и придумал способ, как надёжно закрыть котам
доступ к скворечнику. А как бы вы это сделали?
Источник: pixabay.com
Занимаясь с детьми, не
стоит обозначать предметные границы: «вот в этой задаче нужно воспользоваться
навыками такого предмета, в этой — другого». Ребёнок сам решает, из какой
области знаний к нему должен прийти ответ. Это произойдёт непроизвольно. Решая
задачку, он понимает, что руководствуется знаниями биологических особенностей
животных, птиц. Когда думает над способом защиты скворечника, использует
физические, технологические знания.
Ещё по этой теме
2) Разбор картин
Некоторые картины
известных художников разбирают в школе, изучая при этом биографию
живописцев и описывая очевидные вещи, которые изображены на полотнах. Но
есть более интересный подход приобщения к искусству. Например, картина
Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Мы просто смотрим на картину и рассуждаем,
фантазируем, задаём ребёнку вопросы.
Сначала все дети видят
то, чего не заметить нельзя: на картине есть дерево, птицы, дом.
Посредством открытых вопросов можно научить детей видеть не только
очевидное, но и то, что не видно с первого взгляда.
— Какое время года на картине?
— Сколько времени?
— Чьи это следы на снегу?
— Что было раньше на этом месте?
— А что на этом месте может быть в будущем?
— Как бы ты назвал эту картину?
— Как ты думаешь, дома на картине давно построены?
Немає коментарів:
Дописати коментар