неділя, 25 вересня 2016 р.

Во многих странах по старинке учат детей стремиться к единоличному успеху. Из-за этого они соперничают, злятся и закрываются. В Израиле пытаются сделать наоборот — научить ребенка проявлять себя и помогать другим
Нынешняя система образования во многих странах подталкивает учеников к тому, чтобы преуспевать поодиночке. Дескать, чем выше отметки, тем выше социальный статус. Вдобавок система оценивает маленького человека в сравнении с другими. Это неизбежно заставляет его не только стремиться к успеху, но и надеяться на неудачи товарищей. Такой подход во многом предопределил кризис современности.
Израильская программа образования не делится на отдельные сегменты: “дом и детский сад / школа”, “я и мир”, “разные учебные предметы (математика, английский, музыка…)”. Напротив: все эти части синкретично соединяются для детей в одно целое под названием “жизнь”.
Основная задача педагога — не передать каждому ребенку определенный багаж сухой информации, а пробуждать интерес к окружающему миру вопросами “Для чего? Почему? В чем связь между вещами? Отчего все именно так?”. А затем — побуждать детей к дискуссии, живой беседе, исследованию.
У нас в стране хорошо развита проектная деятельность. Дети сами создают проекты или участвуют в серьезных взрослых программах. Такой подход и разнообразная тематика развивают креативность, нестандартность мышления, умение пользоваться всеми доступными технологическими новинками. Зачем зубрить таблицу умножения, если можно воспользоваться калькулятором в смартфоне? Сильные эмоциональные переживания детей от участия в проектах, деловых играх или творческих мастерских помогают усвоить информацию через прожитый опыт, и такие знания остаются надолго.
Мы стараемся работать так, чтобы ребенок в первую очередь понимал содержание текстов, постигал причинно-следственные связи, а не просто зубрил их или умел читать в скоростном режиме. Например, когда маленький человек слышит о мальчике, разбившем 15 чашек, пытаясь помочь маме мыть посуду, и о другом — разбившем всего одну чашку, пытаясь украсть печенье, он подумает, что первый мальчик поступил хуже, поскольку рассматривает величину причиненного ущерба. А задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка судить о зле с точки зрения мотивов.
Основная задача педагога — не передать определенный багаж сухой информации, а пробуждать интерес к окружающему миру
Во многих учебных заведениях Израиля отказались от фронтального проведения занятий, и на всех уроках дети сидят не за столами, а располагаются в кругу, глядя друг другу в глаза. Такая форма помогает научить чувствовать настроение других, понимать проявления эмоциональных состояний по изменению мимики, испытывать сопереживание и сочувствие.
Работа в группе — это практика отношений, которые должны привести к сотрудничеству, взаимной ответственности и укреплению связей. В свою очередь, создание связей, основанных на сопереживании, понимании и умении выслушать другого приводит к появлению целого группового пространства, которое намного богаче, чем личное пространство каждого в отдельности. В такой обстановке ребенку проще воспринимать информацию.
Существующая система образования ориентирует детей на достижение личного успеха, воспитывает соперничество, преуспевание. Среди детей разного возраста есть не только победители, лучшие, преуспевающие и удачливые, но и проигравшие, худшие, отстающие и неудачники. В результате такого воспитания ребенок становится озлобленным, закрытым, закомплексованным.
Важно изменить систему оценки детей и оценивать не только знания, но и старания каждого маленького человека, его желание принести пользу обществу. Педагоги транслируют детям понимание, что вне зависимости от личных результатов у всех есть равные права на участие во всех школьных мероприятиях, и результаты не будут сравнивать с результатами других, а лишь по шкале личностного роста самого ученика. К слову, в израильских школах — 100‑балльная система оценки, дающая больший диапазон для объективности, а также система поощрения и моральной поддержки.
Ребенка необходимо научить правильному подходу к жизни. Педагоги должны помочь детям правильно использовать все свои естественные наклонности на благо общества. Поэтому нужна новая шкала ценностей, согласно которой уважения заслуживает тот, кто особо проявил себя, стараясь помочь другим, поддержать других, создать позитивную атмосферу. В результате дети начинают испытывать гордость за свой вклад в общее дело.
Колонка опубликована в журнале "Новое Время" за 2 сентября 2016 года. Републикация полной версии текста запрещена
Больше мнений здесь

Немає коментарів:

Дописати коментар